ЗАКОНЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
-Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не
существует. Но в одних семьях конфликты не только решаются
благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам»,
но, наоборот, содействуют укреплению взаимопонимания. А в
других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой
не может быть победителя. Попробуем сформулировать причины
конфликтов:
• непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
• чрезмерная забота родителей о ребенке, когда родители
придерживаются следующего правила: «Дети созданы только для
радости. Взрослыми они еще будут»;
в результате в семье вырастает маленький, а затем большой
деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать
взамен;
• разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда
ребенку приходится лавировать между требованиями отца и
матери;
• отношение детей с товарищами, которые приносят родителям «лишние
хлопоты»;
• чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая «злопамятность»
— частые напоминания о прошлых «грёхах» ребенка.
Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая
внимания на его промахи, не преувеличивая значения его
неудач. Если этого нет в семье — ребенок уходит на улицу, к
таким же неустроенным, как и он сам.
2. Обмен опытом.
Родители рассказывают о конфликтных ситуациях и о том, как
нашли выход из них.
Я думаю, что наш сегодняшний разговор должен иметь не только
теоретический, но и практический характер. И такой
практической стороной нашего собрания может стать обсуждение
тех наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций, с
которыми мы сталкиваемся в процессе воспитания ребенка, и
составление свода правил поведения родителей в этих
ситуациях.
3. Задание для родителей.
Готовясь к данному собранию, я встретила в книге Н.И.
Дереклеевой «Организация родительских собраний» формулу, в
которой были зашифрованы законы воспитания ребенка в семье.
Эта формула является результатом анализа возникновения
конфликтных ситуаций, о которых мы с вами говорили раньше.
Попытайтесь ее расшифровать. Что у вас получилось?
Законы семьи = 1
+ 2
+ 3
+ 4
ед.тр. зн.похв. тр.у.
разд.бл.
1-й закон — единство требований отца и матери, предъявляемых
ребенку.
2-й закон — закон значимости похвалы для ребенка.
3-й закон — закон трудового участия каждого члена семьи. .
4-й закон — закон разделения в равной мере материальных и
моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать
оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится
как человек, как личность.
4.. Классный руководитель просит рассказать о роли ребенка в
семье . Сравнивает ответы с результатами анкетирования.
ДЕСЯТЬ ОШИБОК В
ВОСПИТАНИИ, КОТОРЫЕ ВСЕ КОГДА-НИБУДЬ СОВЕРШАЛИ.
Все родители воспитывают детей
в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются
о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не
иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда
поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть,
сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания,
делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих
ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени
совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не
правда ли?
1. Обещание больше не любить
«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя
любить».
Мнение психологов Единожды обманув, вы можете на долгое
время потерять доверие ребенка — малыш будет воспринимать
вас как людей лживых.
Намного лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но
твое поведение я не одобряю».
2. Безразличие «Делай что хочешь, мне все равно.
Мнение психологов. Никогда не надо показывать ребенку, что
вам все равно, чем он занимается. Лучше вместо показного
безразличия постараться наладить с ребенком дружеские
отношения, даже если его поведение вас совершенно не
устраивает.
Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с
тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому
что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится,
ты можешь спросить у меня совета».
3. Слишком много строгости
«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в
доме главная».
Мнение психологов. Дети обязательно должны понимать, почему
и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание,
основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку,
напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно
исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты,
когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае
необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как
я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим — почему и зачем».
4. Детей надо баловать
«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребенку это пока не по
силам».
Мнение психологов. Избалованным детям очень тяжело
приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под
колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести
к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают
буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок
не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот — он ощущает
себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать
это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу»,
— вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
5. Навязанная роль
«Мой ребенок — мой лучший друг».
Мнение психологов. Дети готовы сделать все, чтобы
понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них
главнейшие люди на свете. Они даже готовы погрузиться в
сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать
свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные
проблемы так и остаются нерешенными.
6. «Больше денег — лучше воспитание».
Мнение психологов. Любовь не купить за деньги — звучит
довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с
невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в
чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений
совести за то, что не можете исполнять все его желания. На
самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный
вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого вашего
кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают
ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас
самый-самый.
7. Наполеоновские планы
«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью),
я не позволю ему упустить свой шанс».
Мнение психологов. К сожалению, дети не всегда оценивают
усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное
взрослыми в своем воображении, разбивается о полное
нежелание ребенка зани- маться, скажем, музыкой. Заполняя
день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте
оставить ему немного времени и для личных дел.
8. Слишком мало ласки «Поцелуй и прочие нежности не так
уж и важны для ребенка».
Мнение психологов. Дети любого возраста стремятся к ласке,
она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности
в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно
все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка.
Не навязывайте детям свою любовь активно — это может
оттолкнуть их.
9. Ваше настроение
«Можно или нет? Это зависит от настроения».
Мнение психологов. Родители должны
показывать ребенку, что их радуют его хорошие поступки и
расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в
непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду
своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а
завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно:
все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение.
Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше
заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее
настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты
захочешь. А если плохое — постарайся быть ко мне
снисходительным».
10. Слишком мало времени для воспитания ребенка
«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя».
Мнение психологов. Взрослые часто забывают простую истину —
если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок,
который постоянно слышит, что у взрослых нет на него
времени, будет искать среди чужих людей родственные души.
Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером
полчаса (в этом вопросе качество важнее количества),
поговорите с ребенком о том, как прошел его день и т. д.